В начало
 
   
Главная
   
  Музеи
  История
  Архитектура
   
  Гостиницы
  Рестораны
  Экскурсии
  Транспорт
  Информация
   
  Другие города

 

О поездке на выходные (5, 6, 7 апреля 2013 года) в город Клин Московской области

Часть 4

    В Арзамасе Аркадий незаметно влился в партию большевиков. Там он выполнял различные поручения, проявляя смелость и находчивость. После Октябрьской революции, в 14,5 лет, Аркадий Голиков вступил в партию большевиков. Он был самым молодым ее членом.
    Аркадий Голиков стремился на фронта гражданской войны (его отец с полей Первой мировой войны перешел на поля гражданской войны, он принял власть большевиков).
    В конце 1918 года Аркадий Голиков добровольцем ушел в Красную армию. Сначала он служил в штабе батальона по охране железных дорог России. Оттуда его отправили в Киев для обучения на полугодичных курсах красных командиров. Во время обучения курсантам часто приходилось участвовать в боях. В первый бой Голиков пошел рядовым. В 15,5 лет он стал полуротным. В 16 лет (после окончания Высших стрелковых курсов) Аркадий Голиков уже командовал полком. Он проявил себя как храбрый воин, грамотный военачальник.
    Аркадий Голиков участвовал в ликвидации банд Антонова в Тамбовской губернии, Соловьева – в Хакасии.
    В Хакасии Голиков с отрядом, состоящим из 120 человек, охранял станицы, дороги, переправы, склады и др. важные объекты. Особенно усердно работала банда Соловьева (бывшего колчаковского урядника, уроженца здешних мест). В конечном итоге, ее удалось оттеснить в глухие леса.
    В это время Голиков был обвинен в расправе с невиновными местными жителями – хакасами. После выяснения всех обстоятельств дела Аркадия Петровича исключили из партии. Одновременно ухудшилось состояние здоровья молодого командира. Напомнили о себе полученные ранее ранения и контузия. Аркадия Голикова отправили на лечение. У него обнаружили травматический невроз (на фоне переутомления и контузии).
    Голиков хотел поступить в Московскую военную академию. Заключение врачей не позволило ему осуществить свое желание. По состоянию здоровья ему в 20 лет пришлось расстаться с Красной армией.
    Все оставшиеся годы Аркадия Петровича периодически сопровождали приступы депрессии. В эти периоды он не хотел ни с кем общаться, ему снились убитые люди, он злоупотреблял алкоголем.
    В середине 1920-х годов жизнь Аркадия Петровича Голикова меняется. Он начинает заниматься литературной деятельностью. Свой первый литературный труд – повесть «В дни поражений и побед» Аркадий Петрович принес в редакцию ленинградского альманаха «Ковш» (где это произведение и было опубликован в 1925 году). Член редколлегии К. Федин, прочитав рукопись, сказал: «Писать вы не умеете. Но писать вы можете и писать будете». Так бывший комполка Аркадий Голиков стал детским писателем Аркадием Гайдаром.
    Как возник этот псевдоним? По одной из версий, восточное слово «гайдар», «хайдар», «гейдар» означает «всадник, скачущий впереди». По другой версии, Г-АЙ-Д-АР означает «Голиков Аркадий из Арзамаса» (по-французски «д» – это «из»).
    Последующие годы Аркадий Петрович колесил по всей стране, работал в газетах, писал фельетоны.
    В ноябре 1925 года в Перми Аркадий Петрович женился на Лии (по документам, Рахили) Лазаревне Соломянской. От этого брака у Гайдара был сын Тимур (сын Тимура Егор в 1990-е годы на некоторое время займет пост исполняющего обязанности премьер-министра России и проведет ряд экономических реформ). Через несколько лет Аркадий Петрович и Лия Лазаревна расстались.
Путь писателя начался для Гайдара с повести «Р. В. С.». Затем были написаны принесшие Аркадию Петровичу успех «Школа», «Военная тайна», «Тимур и его команда».
    В 1938 году судьба свела Гайдара с Дорой Матвеевной Чернышевой. Ее семье принадлежал дом в Клину, в котором сейчас размещается музей Гайдара. Часть этого дома Гайдар снимал у Чернышевых под дачу. Дора Матвеевна стала второй женой писателя. Аркадий Петрович удочерил ее дочь Женю.
    В 1941 году началась Великая Отечественная война. Гайдар рвался на фронт, но его не признали годным к военной службе. Тогда он стал военным корреспондентом «Комсомольской правды». Так Гайдар оказался на передовой в Киеве. Положение Киева резко осложнилось. Вскоре стало ясно, что город сдадут врагу. Воинское подразделение, в котором находился Гайдар, попало в окружение. Выходя из окружения, остатки подразделения встретились с партизанским отрядом. После непродолжительного отдыха они двинулись дальше, к линии фронта. Гайдар же категорически отказался покинуть партизанский отряд. Здесь он освоил новую профессию – стал пулеметчиком. При этом Аркадий Петрович продолжал писать на военную тему.
    Гайдар погиб 26 октября 1941 года на полотне железной дороги в д. Леплява Каневского района Черкасской области в результате стычки с немецкой засадой.
    В этот день Аркадий Петрович с несколькими партизанами пошел на продбазу отряда. При переходе железной дороги Гайдар, шедший первым, увидел немецкую засаду. Он повернулся к товарищам и предупредил их об опасности. Гайдара сразила пулеметная очередь. Остальным партизанам удалось спастись.
    Тело Гайдара похоронил путевой обходчик неподалеку от железнодорожного полотна. Позднее его перезахоронили в Каневе. На перезахоронении писателя присутствовали его вдова Дора Матвеевна Гайдар, сестра Наталья Петровна Голикова и сын Тимур.

Клин, Музей елочной игрушки «Клинское подворье»    Из музея А. П. Гайдара я пешком отправилась в Музей елочной игрушки «Клинское подворье» (ул. Староямская, д. 4, телефон: 8-49624-2-40-34; часы работы – с 09.30 до 17.30, кроме понедельника).

    Как я поняла, музей елочной игрушки можно посетить только с экскурсионным обслуживанием. Обычное экскурсионное обслуживание со сборными группами осуществляется примерно один раз в 1,5 часа. Его стоимость составляет, по-моему, 250 руб. Часто по выходным проводятся театрализованные экскурсии или устраиваются праздничные программы.
    Я пришла в этот музей ориентировочно в 14.10. Мне сказали, что обзорная экскурсия началась пять минут назад. Следующая экскурсия состоится где-то в 15.20. Я предпочла присоединиться к группе, которая уже приступила к знакомству с экспозицией музея (к слову, группа состояла из двух человек – папы с ребенком).
    Обзорная экскурсия длится около часа. Она включает в себя знакомство с экспозицией музея елочных игрушек, демонстрацию в музее процесса производства и раскрашивания стеклянных елочных игрушек и, при желании, проведение мастер-класса.
    Понравился ли мне музей елочной игрушки в Клину? Я хорошо знаю историю празднования Нового года, Рождества ХКлин, Музей елочной игрушки, елка, наряженная 2013 игрушкамиристова, на специализированных выставках видела огромное количество отечественных и зарубежных елочных игрушек, изготовленных в разное время. Поэтому в этой части ничего нового для себя я не узнала и не увидела.
    В клинском музее елочной игрушки мне понравилась высоченная елка, наряженная 2013 игрушками, установленная в последнем зале (рядом с которым находится комната Деда Мороза).
    Но самое интересное – показанные процессы производства и раскрашивания стеклянных елочных игрушек. Ради этого стоит здесь побывать! Очень важный момент. С процессом производства и раскрашивания стеклянных елочных игрушек посетители знакомятся в двух специально оборудованных помещениях в музее. Это лучше, чем ходить по производственным цехам фабрики.

    Традиция наряжать елку зародилась в Германии. Еще в дохристианскую пору у немцев был обычай наряжать елку в лесу. Позднее зеленую красавицу стали устанавливать и украшать дома.
    Согласно христианскому учению, когда родился Иисус Христос, все деревья заплодоносили. В память об этом событии стали наряжать рождественскую елку.
    Первоначально елку украшали яблоками, мандаринами, орехами, грушами и т. д. Потом появились искусственные игрушки, в первую очередь, шары.
    В России елка получила широкое распространение в первой половине ХIХ века. Она устанавливалась и украшалась на рождественские праздники.
    К середине ХIХ века появились артели по изготовлению елочных украшений.
    В конце ХIХ – начале ХХ веков елки украшались стеклянными шарами, бусами, сосульками, флажками, колокольчиками, свечами, яблоками, изделиями из теста, игрушками из папье-маше, зверюшками, птицами и т. д. Очень любили помещать на елку фигурки ангелов.
    В конце 1920-х годов Рождество вместе с елкой запретили.
    28 декабря 1935 года в газете «Правда» появилась статья П. П. Постышева о новогодней елке: «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку». Так елка была официально разрешена. Теперь она из рождественской превратилась в новогоднюю.
    С этого времени начинают складываться традиции празднования советского Нового года. Уже в 1936 году открылись первые артели и фабрики по производству елочных игрушек.
    На верхушку елки вместо Вифлеемской звезды стали помещать пятиконечную звезду или конусообразную верхушку. Перестали украшать новогодние елки ангелами.
    Советские елочные игрушки отражали главные события и наиболее существенные достижения страны.
    В конце 1930-х годов были широко распространены игрушки из картона: автомобили, дирижабли, звезды, рыбы и т. д.
    Во времена Н. С. Хрущева елки украшались игрушками с изображением кукурузы.
    В 1960-х годах на елках появились ракеты, спутники, космонавты.
    Вместе с тем, как и в дореволюционные времена, в качестве елочных украшений использовались стеклянные шары, сосульки, шишки, орехи и т. д.

    Как осуществляется процесс производства, окрашивания и художественного оформления (раскрашивания) елочных игрушек – стеклянных шаров?
    Мастер берет заготовку – длинную стеклянную трубку. Для размягчения стекла он разогревает трубку на газовой горелке и выдувает шарик. При этом выдуваемую трубку необходимо постоянно вращать (чтобы не произошло обвисания неостывшего стекла).
    На следующем этапе производится серебрение шара путем впрыскивания внутрь окиси серебра, аммиака и дистиллированной воды. После этого шар окрашивают, обмакивая его в краске. Затем шар высушивают в специальной печи под лампами при определенной температуре.
    После этого осуществляется процесс художественного оформления шара в виде нанесения на него различных рисунков.
    В заключение производится обрезка хвостика шара алмазным кругом и надевание на него металлического колпачка с петелькой.

    При клинском музее елочной игрушки работает фирменный магазин. В нем можно приобрести различные стеклянные елочные игрушки, произведенные на предприятии народно-художественных промыслов – ОАО «Елочка» (расположенном по адресу: Клинский р-н, г. Высоковск, ул. Владыкина, д. 32б).

    Посещением этого музея закончилась насыщенная экскурсионная программа первого дня моего пребывания в Клину. Но мне еще предстояло осмотреть памятники архитектуры, расположенные в прилегающей к центру части Клина, а также на юге города.

    От музея елочной игрушки я тем же путем, по улице Ленина, вернулась на Советскую площадь.
Клин, памятник В. И. Ленину    На улице Ленина я обратила внимание на памятник В. И. Ленину, установленный около библиотеки имени А. П. Гайдара.
Клин, дом городничего ХVIII века
    Оказавшись на Советской площади, я перешла на улицу Папивина и проследовала по ней в сторону холма, где в ХIV веке располагалась клинская крепость.
    Первый объект осмотра – дом городничего ХVIII века (ул. Папивина, д. 4). Это одна из старейших гражданских построек Клина. Дом был возведен по проекту архитектора С. А. Карина.
    Некогда дом городничего был самым богатым зданием в Клину.
    Сейчас эта постройка отличается необыкновенной скромностью.

Клин, Федоровская часовня ХIХ–ХХ веков    Второй объект осмотра – Федоровская часовня ХIХ–ХХ веков (ул. Папивина, д. 6). Эта часовня построена по проекту московского архитектора С. К. Родионова из красного кирпича и имеет форму куба. Небольшое здание часовни украшено огромными окнами.

    Кстати, именно на улице Папивина располагается новая гостиница «Клевер», которую я упомянула выше (в разделе «О проживании»). Обращаю ваше внимание на близость этой гостиницы к центру города.Клин, Успенская церковь середины ХVI века

    Третий, и последний, объект осмотра в этой части города – самая старая культовая постройка Клина. Это Успенская церковь середины ХVI века (ул. Папивина, д. 16а, на берегу реки Сестры).
    Первоначально церковь являлась соборным храмом Успенского девичьего монастыря, упраздненного в 1764 году.
    Отличительная особенность Успенского храма – завершение фасадов церкви тремя килевидными закомарами.
    Не так давно этот храм переосвятили во имя Сергия Радонежского.

    От Успенской церкви середины ХVI века я пешком вернулась на Советскую площадь. Оттуда по улице Гагарина я отправилась в южную часть Клина.
Клин, скульптурная группа с изображением красноармейца, медсестры и раненого бойца    На пересечении улиц Гагарина и Первомайской я осмотрела Мемориальный комплекс, посвященный клинчанам, погибшим в годы ВОВ, открытый в 1995 году на братской могиле (с Вечным оКлин, памятник клинчанам – Героям СССРгнем).

    Этот комплекс занимает обширную территорию и включает в себя несколько памятников, в т. ч.:
    - замечательную скульптурную группу, изображающую красноармейца и медсестру с раненым бойцом (ее авторы – скульптор О. С. Кирюхин, архитектор А. В. Степанов);
    - памятник клинчанам – Героям СССР с изображением воина;
    - памятник жителям Клина, погибшим на полях сражений ВОВ.
Клин, аллея славы
    На территории мемориального комплекса «Братские могилы» обустроена аллея славы.

Клин, храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» ХIХ века
    Рядом с мемориальным комплексом располагается храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» ХIХ века (ул. Литейная, д. 21/7). Этот храм был построен по проекту, присланному из Санкт-Петербурга, как кладбищенская церковь.
Всехскорбященская церковь никогда не закрывалась. Поэтому внутри церкви сохранилась роспись ХIХ века.
    Это единственный клинский храм, в который мне удалось зайти.
    Во Всехскорбященскую церковь я попала около 18.00 часов (накануне Благовещения Пересвятой Богородицы). В ней шла вечерняя предпраздничная служба.
    Меня поразила грубость и агрессивность одной из служительниц этой церкви. Войдя во Всехскорбященскую церковь, я нечаянно наступила на лежащий перед дверью коврик (предназначенный для священника, который должен был читать молитвы перед входом в храм). Тут же раздался грубый, наполненный злостью окрик и толчок служительницы этой церкви. Далее, когда священник уже читал молитвы у входа в храм, а я попыталась взглянуть на него, эта же служительница преисполненным злобы голосом стала командовать, как мне стоять и куда смотреть. Я сдержалась и не напомнила ей, где мы находимся. А про себя подумала: «Если по-хамски ведут себя люди, служащие Богу, тогда чего можно ожидать от других».
    Вряд ли я захочу еще раз посетить эту церковь.

Далее - Часть 5